Что мы хотим предложить взамен текущему, неактуальному в условиях нового времени, Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС).
Проблемы текущего ФГОС:
- ориентация на западные концепции и «вхождение в 10-ку ведущих систем образования по оценке международных исследований». И первое, и второе в современных условиях неактуально, более того: международные организации, осуществляющие «оценку качества образования», прекратили сотрудничество с Российской Федерацией.
- ФГОС нечитаем и содержит текст, который можно трактовать самыми разными способами, что не обеспечивает «единства образовательного пространства», на формирование которого он, казалось бы, должен работать.
- требования к условиям, программам и результатам «реализации образовательных программ» не содержат объективно измеряемых показателей, что приводит к полной дезорганизации всего школьного учебного процесса и позволяет влиять на учебную работу любым внешним организациям и государственным органам. По факту, у школы нет защиты от любого произвола на местном и федеральном уровне.
Что мы предлагаем?
Новая версия ФГОС может сохранить основную структуру этого документа, а именно, содержать требования к условиям, содержанию и результатам обучения в школе.
ФГОС должен стать документом предельно четким и абсолютно понятным для любого читателя. Он должен быть полностью избавлен от словоблудия, туманных объяснений и расплывчатых определений. Он должен быть понятен любому родителю, учителю, директору школы и чиновнику.
ФГОС должен стать по-настоящему СТАНДАРТОМ, то есть содержать измеримые показатели и требования, к которым должна быть приведена вся система массового образования школьного уровня.
ФГОС становится 10-летним ПЛАНОМ РАБОТЫ системы школьного образования, исполнение которого будет являться Законом для всех органов исполнительной власти, включая федеральный, региональный и муниципальный уровни. Неисполнение требований ФГОС в этом случае будет преследоваться по Закону и может стать основой для возбуждения соответствующего административного или уголовного производства. Иными словами, новый ФГОС вводит ответственность чиновников за его неисполнение.
ФГОС будет содержать четкие требования, во исполнение которых можно будет спланировать:
- бюджет системы образования по годам с учетом потребностей на инфраструктуру, кадровое обеспечение, текущее сопровождение учебной деятельности, сбережение здоровья учащихся в ходе учебы и т.д.;
- планы по переходу на новые учебники и учебные программы, переподготовку кадров для этой работы, издание учебной и методической литературы;
- восполнение кадрового потенциала системы образования с учетом введения единой тарифной политики оплаты труда (для всех категорий сотрудников школ, техникумов и училищ), восстановления системы социального обеспечения работников отрасли (профилактории, базы отдыха, системы социальных гарантий и льгот), а также системы распределения выпускников педагогических ВУЗов и кафедр с обязательной отработкой при условии предоставления жилья по государственным программам поддержки работников отрасли.
Новый ФГОС должен решить ключевые проблемы современной школы:
- ликвидировать кадровый дефицит в системе образования;
- ликвидировать третью и вторую смену в школах;
- обеспечить единство требований к организации школьной работы на всей территории Российской Федерации, включая требования к медицинскому сопровождению, организации питания, защиту труда и здоровья и т.д.;
- за счет отказа от концепции «фонематического» изучения русского языка в начальной школе – вернуть нашим детям способность к освоению грамотной письменной и устной речи, смыслового чтения;
- за счет возвращения в программу начальной школы системного курса «Природоведения» – обеспечить развитие логического, причинно-следственного мышления, осмысление явлений природы и окружающей среды во всей полноте взаимосвязей и строгой иерархичности;
- за счет использования лучших наработок отечественных методистов в области математических наук – обеспечить возможность качественного освоения математики, алгебры и геометрии, в том числе и за счет перераспределения нагрузки по часам. Отдельно отметим возвращение в геометрию построений с помощью циркуля и линейки;
- пересмотреть содержание программ средней и старшей школы, обеспечение педагогически обоснованных межпредметных связей, балансировки учебной нагрузки, исключение избыточных предметов из учебной программы;
- определить требования к базовой (типовой) образовательной программе, на основании которой разрабатывается содержание такой программы для всех типов образовательных организаций, работающих по ФГОС;
- ввести единую систему оценивания учебных результатов со строгим и понятным, однозначно читаемым описанием требований к ученику, по которым выставляется учебная оценка, и закрытым списком возможных оценочных процедур, которыми может пользоваться школа в своей работе для осуществления оценки учебной работы ученика;
- строго ограничить перечень контрольных мероприятий в школе с целью исключения не прописанных во ФГОС «мониторингов», «исследований», «тестирований» и прочих контрольных мероприятий, проводимых внешними по отношению к школе структурами;
- фактически вернуть школе академические полномочия в вопросах оставления на повторное обучение, проведения экзаменов и промежуточного контроля знаний;
- создать федеральный банк заданий («билетов») по базовой (типовой) образовательной программе, на основании которого школы проводят собственные экзамены и промежуточный контроль знаний;
- создать правила контроля за деятельностью школы и системы образования в целом.
Разработка ФГОС будет разделена на два этапа:
1. разработку Концепции ФГОСа с её последующей общественной экспертизой, и
2. непосредственно разработку текста ФГОС всех уровней образования.