Правила ФГОС “Родная Школа”

Это те самые базовые тезисы, которые мы предлагаем взять за основу написания нового ФГОС, который должен отразить ключевые требования к организации и содержанию работы массовой российской школы. По нашему замыслу этот документ должен быть утвержден Указом Президента и стать обязательным для исполнения Правительством и региональными органами управления.


Правило № 1:
Учимся в одну смену рядом с домом

1.1. Российская Федерация гарантирует наличие учебных мест в государственных образовательных организациях для всех проживающих на территории РФ школьников и организацию обучения в них в одну смену.
1.2. Гарантируется соблюдение норм педагогической целесообразности по числу учеников в одном классе – не более 25 учеников.
1.3. Гарантируется обучение рядом с местом проживания: не более 15 минут пешим ходом в городе, при подвозе на селе — удаленность не более 10 км.


Правило № 2:
Обучение в школе в очной форме осуществляется исключительно при личном участии учителя

Дистанционные формы обучения, применение удаленного обучения, использование механизмов «индивидуальных учебных траекторий», а также использование электронных портфолио в качестве инструмента управления учебным процессом запрещено.

Учитель вправе использовать электронные образовательные ресурсы (презентации, фильмы, иллюстративный материал, информационные источники, базы знаний и коллекции образовательных материалов), исходя из педагогической целесообразности и методических рекомендаций. Использование мобильных электронных устройств (смартфонов, планшетов) в учебном процессе не допускается.

Использование учителем электронных образовательных ресурсов (информационных источников и материалов) в рамках учебной работы должно соответствовать требованиям САНПиН.


Правило № 3:
Учим всех по базовой классической программе

ФГОС НОО является основой для разработки типовых государственных рабочих программ (рабочих программ для учителей по предметам), входящих в образовательную программу школы и требований к результатам обучения по данным программам.

Государство обеспечивает разработку типовых рабочих программ и публикует их для свободного использования всеми образовательными организациями, включая государственные и частные, а также семьями, избравшими семейную форму обучения. Единство программ не исключает академической свободы образовательной организации в части расширения содержания программы, при условии соблюдения САНПиН.

Сокращение объема знаний, умений и навыков, определенных ФГОС и типовой рабочей программой в рамках государственной системы образования, не допускается.

Оценка знаний проводится только по темам изучаемой программы.

Содержание программ опирается, в первую очередь, на опыт классической отечественной педагогики, доказавшей свою эффективность в середине 20-го века.


Правило № 4:
Права на учебники принадлежат государству

Права на все разработанные по заказу Российской Федерации учебные материалы по базовой программе, применяемые в государственной системе просвещения и допущенные к использованию в школах, принадлежат Российской Федерации.

Электронные макеты государственных учебников и пособий по базовой программе размещаются на официальном сайте для:

— печати учебников и пособий в необходимом, по актуальной потребности объеме, в регионах РФ;

— свободного частного использования в учебных целях, в т.ч. при самообучении или обучении в семейной форме;

— для использования в работе частных образовательных организаций и русских школ за пределами РФ;

Инициатива частных издателей по печати учебной литературы поддерживается государством в части обеспечения школ художественной литературой и учебниками, расширяющими и дополняющими базовую рабочую программу.


Правило № 5:
Единая федеральная тарифная сетка для оплаты труда сотрудников школы по всей стране

В РФ устанавливается единая система оплаты труда в системе просвещения — «Единая федеральная тарифная сетка». Оплата труда работников системы просвещения по всем должностям, входящим в ЕФТС, обеспечивается бюджетом Российской Федерации в полном объеме в форме целевых трансфертов в бюджеты регионов.

Средства, направляемые на выплату заработной платы сотрудникам, не могут быть направлены регионом или администрацией школы на иные цели или удержаны (за исключением случаев, предусмотренных действующим Законодательством, в т.ч. ТК).

Региональные органы управления вправе устанавливать формы поощрений и социальной поддержки для сотрудников школ, включая финансовое поощрение за высокие результаты работы и/или за особые условия работы “северные”, “сельские” и пр. доплаты.


Правило № 6:
Школы на 100% обеспечены кадрами. Не менее 30% учителей — мужчины. Не менее 10% — молодые учителя

В системе просвещения РФ не допускается перегрузка учителя (работа на 1,5 ставки и более), что обеспечивается актуальной оплатой труда за одну ставку 18 академических часов.

Государство обеспечивает необходимое количество учреждений СПО и ВПО для подготовки молодых специалистов с учетом актуальных потребностей. Объём подготовки не менее 5% от числа учителей в школах. На педагогических специальностях СПО и ВУЗов для бюджетного обучения применяется модель обязательного распределения.

Государство организует и обеспечивает, в т.ч. финансово, систему наставничества, а также социальные меры поддержки сотрудников школ: санаторное обслуживание, медицинское сопровождение, дополнительные социальные гарантии и меры поддержки.


Правило № 7:
Начальная школа — это: грамотная речь и письмо, понятийное чтение, уверенный счёт в уме, понимание причин природных явлений

В 1–4 классах общеобразовательной школы закладывается фундамент основных знаний, умений и навыков, а также обеспечивается подготовка учащихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе.

Основой обучения на ступени НОО является усвоение знаний о строе русского языка, включая навыки понятийного чтения, грамотной литературной речи и рукописного письма, в т.ч. чистописания.

В основе обучения математике лежит строгая логичность, последовательность учебного материала, использование большого объема практических заданий, закрепляющих теоретические положения учебного курса.

Природоведение изучается в строгой иерархической (логической) связи с временами года, развивая навык нахождения причин наблюдаемых явлений и построения причинно-следственных связей — основы будущего логического и критического мышления.


Правило № 8:
Обучения без воспитания не бывает

Воспитание личности и социально ответственного гражданина — неотъемлемая задача школы. Коллектив школы во всей его совокупности является воспитывающим субъектом, формирующим качества личности и культуру учащегося.

Школа — это уникальный, самобытный и самостоятельный в формировании своих традиций, коллектив.

Класс, как ячейка школьного коллектива, обладает определёнными полномочиями по определению собственной идентичности, не противоречащей общешкольным традициям и укладу.

Воспитательная работа организуется на основании календаря общешкольных мероприятий (дел) и плана воспитательной работы класса. Участие в мероприятиях класса и школы для учеников является обязательным (за исключением индивидуальных обстоятельств, учитываемых классным руководителем).

Воля, целеустремлённость, уважение к труду, дружелюбие, товарищество, соблюдение моральных норм и традиций — ключевые качества, воспитываемые в школе.