Концептуальные основы ФГОС «Родная школа»

ФГОС включает в себя:

  1. требования к условиям организации и осуществления образовательной деятельности в рамках реализации государственной политики
  2. требования к содержанию учебных программ (по уровням образования – НОО. ООО, ОСО, СПО)
  3. требования к результатам по уровням образования, соответствующим государственной политике в области образования

Настоящий документ описывает проект 1 части концепции ФГОС НОО. Разделы 2 и 3 находятся в стадии разработки, о ходе которой можно узнать на сайте и в телеграм-канале разработчиков.

Раздел 1.  Требования к условиям организации и осуществления образовательной деятельности в рамках реализации государственной политики

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО) представляет собой свод норм и требований к организации, содержанию и результатам обучения на ступени начального образования (1 – 4 классы) в государственных образовательных организациях, осуществляющих обучение детей и подростков, во исполнение социальных обязательств Российской Федерации, гарантированных Конституцией РФ.

Пояснение: структура ФГОС не претерпевает изменения. Он, как и прежде, устанавливает требования по трем блокам, а именно:

  • организационный – в нем определяются гарантированные государством нормы по обеспечению учебного процесса, включая режим работы образовательных организаций, их доступность (в т.ч. территориальная, с учетом ограничений, связанных с возрастом учащихся), обеспеченность медицинским сопровождением, питанием учащихся,учебными пособиями и иными . 
  • содержательный – в нем определяется перечень дисциплин, изучаемых на начальной ступени обучения, их методическое описание, а также учебный план по каждой из таких дисциплин
  • требования к результатам – определяют правила и формы осуществления оценивания учебной деятельности учащихся, описывают итоговые требования к результатам усвоения знаний и овладение умениями и навыками в рамках преподаваемых учебных дисциплин

Действие ФГОС распространяется на сферу государственной системы образования и, связанную с ней, систему оценивания результатов обучения. Образование, получаемое в частных образовательных организациях, в форме семейного обучения или в форме самообразования не подпадает под требования ФГОС в части организации учебного процесса и содержания учебных программ. При этом, государственная аттестация учащихся, обучающихся в частных организациях или вне образовательных организаций проводится в рамках требований к результатам обучения, предъявляемых ФГОС НОО.

  1. ФГОС НОО является основой для разработки типовых государственных рабочих программ и рабочих программ образовательных организацийНОО в части содержания учебных дисциплин, входящих в неё и требований к результатам обучения по данным дисциплинам.

Пояснение: в целях обеспечения единства в реализации образовательной политики, государственные образовательные организации Российской Федерации работают по рабочим программам, создаваемых в соответствии с ФГОС НОО. Государство обеспечивает разработку типовых рабочих программ и публикует их для свободного использования всеми образовательными организациями, включая государственные и частные. Родители, избравшие для своих детей семейную форму образования, а также лица, обучающиеся в форме самообучения вправе использовать эти программы для подготовки к Государственной Итоговой Аттестации.

Выбор в качестве рабочей программы типовой рабочей программы не исключает академической свободы образовательной организации в части её расширения, так как требования такой программы рассчитаны с учетом гарантированного освоения её всеми школьниками страны. В случае согласия родителей и готовности школы обеспечить более высокие образовательные результаты, она вправе дополнять типовую рабочую программу в пределах норм, устанавливаемых ФГОС и САНПиН. В случае расширения типовой рабочей программы, требования к результатам обучения могут дополняться, по решению образовательной организации, оценочными модулями, проверяющими усвоение соответствующих разделов дополнительной образовательной программы, утвержденной данной школой.

Сокращение объема знаний, умений и навыков, определенных ФГОС и типовой рабочей программой в рамках государственной системы образования не допускается. Требования к результатам обучения и порядок оценивания результатов обучения в ходе Государственной Итоговой Аттестации, определяются в ФГОС в качестве минимальных (пороговых) значений, подлежащих объективному и справедливому оцениванию.  

  1. Требования к содержанию учебных программ и к воспитательной работе школы. Задачи обучения на ступени НОО, сводятся к обеспечению подготовки для дальнейшего обучения детей в старших классах. На ступени НОО закладывается прочная основа всестороннего развития детей и формирования их характера, воли и морали. Во исполнение этих задач, в рамках учебной деятельности школа работает в следующих направлениях.

Здесь и далее пояснения не приводятся, так как требуют отдельного, развернутого комментирования каждого из положений, а также – их обсуждения и доработки 

  1. Основой обучения на ступени НОО и последующих ступенях является усвоение знаний о строе русского языка, включая навыки понятийного чтения, грамотной литературной речи и рукописного письма, открывают учащимся доступ к сокровищнице науки и приобщает детей к культурной жизни своего народа.
  2. Обучение счету и решению арифметических задач на ступени НОО является первым шагом к познанию учениками количественных отношений между явлениями окружающего мира. Основой для построения учебной работы в области арифметики и математики должны быть: строгая логичность и последовательность учебного материала, использование большого объема практических заданий, закрепляющих теоретические положения учебного курса, наличие должного количества вариантов заданий, позволяющих учителю гибко регулировать объем работы для учеников, демонстрирующих разную скорость усвоения программы.
  3. Конкретные представления и понятия о явлениях природы, взаимодействия человека и природы, изучаемые не изолированно друг от друга, а в строгой иерархической (логической) взаимосвязи, должны обеспечивать освоение навыка нахождения материальных причин наблюдаемых явлений. Конкретные примеры и опыты, изучаемые во взаимосвязи с кругом годовых явлений природы, а также спецификой развития региона проживания учеников, должны обеспечивать воспитание в детях бережного, ответственного и уважительного отношения к окружающему миру, к своей Родине.
  4. Организация разнообразной (по формам и методам) умственной работы школьников, должна обеспечить развитие их внимания, воображения, логического мышления и памяти. На развитие этих ключевых навыков должно быть сконцентрировано внимание на всех изучаемых предметах в рамках НОО
  5. Воспитательные усилия школы (при всемерной помощи со стороны семьи) на данном этапе обучения должны быть направлены на приобретение школьниками элементарных понятий о морали, традициях, нормах поведения и принципах социального взаимодействия людей в обществе. С первых лет обучения в школе учащимся должно прививаться сознание долга в учении и труде, уважении к общественному имуществу, к результатам труда других людей, к окружающей природе. В доступной по возрасту форме, школа должна знакомить учащихся с этими понятиями и прививать опыт уважения к коллективу, чувство дружбы, способствовать формированию уважения и любви к Родине, развивать чувство национальной гордости и уважения многонационального уклада Российской Федерации.
  6. Школа должна обеспечивать заботу о сохранении здоровья учеников. Эта задача должна решаться комплексно: помимо занятий по предмету «Физическая культура», в рамках которых ученикам прививаются навыки развития физических способностей и культуры здорового образа жизни, школа обеспечивает постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья детей и первичную медицинскую помощь в период нахождения учеников в школе. Так же вопросы сохранения здоровья учеников обеспечиваются привитием ученикам знаний об элементарных санитарно-гигиенических правилах и навыка их соблюдения. В ходе уроков и во внеурочных занятиях дети учатся правильно сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, выполнять простейшие гимнастические упражнения. В процессе игр и спортивных занятий дети должны учиться действовать в коллективе, выручать товарищей, воспитывают в себе дисциплинированность, решительность и смелость. 
  7. Трудовое обучение на ступени НОО должно строиться исключительно на практической основе, развивая навыки и закрепляя знания, получаемые на других предметах. Дети приучаются к посильному для них самостоятельному труду, учатся планировать трудовую деятельность, приобретают навыки и знания в работе с простейшими материалами – бумагой, картоном, тканью, деревом, учатся вышивать, ухаживать за домашними животными, посильно (и в соответствии с санитарными нормами) участвовать в обслуживании своего классного помещения (уборка, украшение к праздникам и пр.).
  8. Эстетическое воспитание учеников должно быть направлено на развитие вкуса, побуждать любовь к красоте родной природы, знакомить с доступными для понимания учениками произведениями отечественного искусства, развивать их собственные возможности для творческого выражения через рисунок и музицирование (посредством хорового пения). Изучение музыки и рисования должно быть направлено также на освоение базовых знаний в области искусства.
  9. Требования к организации и осуществлению учебной деятельности школы. Основополагающим, базовым принципом обеспечения деятельности школы должно стать подлинное единство образовательного пространства, общедоступность и бесплатность всех видов образования на уровне НОО, обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми (по потребности) ресурсами, расходными материалами, учебной литературой, спортивным инвентарем и т.д. В частности, государство берет на себя ответственность, в соответствии с ФГОС НОО, обеспечить:
  10.    Наличие учебных мест в государственных образовательных организациях для всех проживающих на территории Российской Федерации школьников с организацией обучения в одну смену. При этом гарантируется также соблюдение норм педагогической целесообразности по числу учеников в одном классе – не более 25 учеников.  Для малокомплектных, кочевых и сельских школ могут устанавливаться  особые требования по комплектованию классов, для таких школ допускается объединение учащихся 1 и 3 класса или 2 и 4 класса в одной учебной группе. В случае такого объединения число учащихся не может превышать 12 учеников в одном классе смешанного обучения.
  11. Обучение в очной форме осуществляется исключительно при личном участии учителя. Дистанционные формы обучения, применение удаленного обучения, использование механизмов «индивидуальных учебных траекторий», а также использование электронных портфолио в качестве инструмента управления учебным процессом запрещено. Учитель вправе использовать электронные образовательные ресурсы (презентации, фильмы, иллюстративный материал, информационные источники, базы знаний и коллекции образовательных материалов), исходя из педагогической целесообразности и методических рекомендаций. Использование мобильных электронных устройств (смартфонов, планшетов) в учебном процессе не допускается. Использование электронных образовательных ресурсов (информационных средств) в рамках учебной работы должно соответствовать требованиям САНПиН.
  12. Доступность учебных мест для обучения на ступени НОО в образовательных организациях обеспечивается в пределах шаговой доступности (в крупных, более 500 000 жителей, городах – до 15 минут пешеходной дороги или на одном виде транспорта), в малых городах или на селе – не более 2 км, в случае организации подвоза учащихся – не более 10 км от места постоянного проживания учащегося.
  13. Учебные пособия, учебники в традиционном (бумажном) исполнении, необходимая художественная литература предоставляются всем ученикам  в полном объеме бесплатно. Учащиеся несут ответственность за полученные в школе учебники и книги и в случае их порчи или утраты родители соответствующего ученика обязаны восполнить утраченную литературу за свой счет. Электронные учебники и электронные копии произведений художественной литературы в школе не применяются.
  14. Учебные материалы (основной комплект учебников и необходимая дополнительная учебная литература), используемые в работе государственных школ, разрабатываются по заказу Российской Федерации уполномоченными научными организациями. Имущественные права на все разработанные по заказу Российской Федерации учебные материалы, применяемые в государственной системе просвещения и допущенные к использованию принадлежат Российской Федерации. Электронные макеты входящих в перечень допущенных к использованию в государственной школе учебников и пособий размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию образовательной политики в области НОО, для:
  15. Организации печати учебников и пособий в необходимом, по актуальной потребности, объеме в регионах РФ;
  16. Предоставлении возможности родителям учащихся государственных школ  использовать данные материалы по своему усмотрению, в том числе для организации семейного обучения и самообучения;
  17. Предоставления возможности использования данных учебных материалов в работе частных образовательных организаций;
  18. Предоставлении возможности организации обучения по данным учебным материалам всем желающим, за пределами Российской Федерации;
  19. Частные организации и общественные организации вправе разрабатывать и предлагать для использования в государственных школах собственные учебные материалы, которые могут применяться по решению педагогического совета школы в качестве дополнительной литературы или учебных пособий для программ, расширяющих основное содержание государственной учебной программы. Такие учебные материалы проходят соответствующую государственную экспертизу и могут применяться в государственных школах только при наличии положительного решения о допуске таких учебных материалов к использованию в государственных школах.
  20. В Российской Федерации устанавливается единая система оплаты труда в системе просвещения. Таким образом обеспечивается организационное единство государственного образовательного пространства. 
  21. Оплата труда работников системы просвещения по всем должностям, входящим в федеральный перечень, обеспечивается бюджетом Российской Федерации в полном объеме в форме целевых трансфертов в бюджеты регионов. Средства, направляемые на выплату заработной платы сотрудникам государственных образовательных организаций не могут быть направлены на иные цели или удержаны. Выплаты гарантированной государством заработной платы сотрудникам системы просвещения в пределах базовых окладов осуществляются напрямую, без возможности влияния на эти выплаты со стороны региональных властей и руководителей организаций. Федеральные правила оплаты труда содержат, помимо «базовых» нормативов, также и нормативы поощрения и премиальных выплат, грантовой поддержки научной или методической работы, осуществляемой работниками образовательных организаций. Региональные органы управления вправе устанавливать формы поощрений для сотрудников школ, включая финансовое поощрение за высокие результаты работы.
  22. В Российской Федерации устанавливается единая система оплаты руководителей образовательных организаций, методистов и инспекторов отделов образования. Организация выплат этим сотрудникам осуществляется по модели организации выплат сотрудникам государственных образовательных организаций.
  23. Система поддержки кадрового потенциала в государственных школах на ступени НОО  включает в себя:
  24. Наличие в системе просвещения на уровне регионов необходимого (по потребности) числа учреждений специального профессионального образования, обеспечивающего приток молодых специалистов не менее 5% в год от общего числа работающих в государственных школах сотрудников. Бюджетное обучение в учреждениях СПО подразумевает обязательное распределение выпускников с целью гарантированного кадрового обеспечения государственных образовательных организаций.
  25. Наличие системы наставничества и методического сопровождения молодых специалистов, приступающих к исполнению своих обязанностей в государственных образовательных организациях. Государственная программа наставничества рассчитывается и планируется не менее, чем на три года и охватывает всех не имеющих опыта работы в школе специалистов, принимаемых на работу в образовательную организацию. Финансирование программы наставничества определяется отдельной строкой в федеральной тарифной сетке окладов в системе просвещения РФ.
  26. Организацию бесплатного медицинского сопровождения сотрудников государственных образовательных организаций, включая плановую диспансеризацию, сохранение 100% оклада по больничным листам, бесплатное плановое и экстренное лечение в государственных стационарах, бесплатную реабилитацию и пансионатное сопровождение в случае переноса сложных заболеваний и операций. 
  27. Предоставление не реже 1 раза в 2 года сотрудниками государственных образовательных организаций путевок в профилактории и санатории за счет бюджета и/или профсоюзных организаций
  28. Для специалистов образовательных организаций, привлекаемых для работы в школе на селе, если это требует переезда к месту работы, – предоставление ведомственного комфортного жилья (или оплату аренды такого жилья). Нормативные требования к ведомственному жилью, а также суммам компенсации оплаты аренды такого жилья устанавливаются Правительством РФ.
  29. Учебный и воспитательный процесс в государственных образовательных организациях на ступени НОО обеспечивается необходимыми по потребности, заложенной в учебной программе, расходными материалами, транспортным обеспечением, связанным с организуемыми школой выездами на экскурсии и в походы, спортивным инвентарем, инструментами и хозяйственным имуществом, нормативно установленной специализированной одеждой (халаты, фартуки, рабочие перчатки и пр.). Нормативы по указанным статьям устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются федеральным бюджетом. Региональные органы исполнительной власти вправе дополнять перечень указанных расходных статей, с учетом местной специфики (в т.ч. организации пришкольных хозяйств, ферм, производственных комбинатов и т.п.) с соответствующим финансовым обеспечением из регионального или муниципального бюджета.
  30. Для транспортного обеспечения, государственная образовательная организация использует ресурсы соответствующего государственного школьного транспортного предприятия. Планы использования транспорта определяются рамками учебной программы и программой воспитательной работы государственной образовательной организации. Нормативы финансирования транспортного обслуживания устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджета Российской Федерации. Региональные органы исполнительной власти вправе устанавливать дополнительные  нормативы транспортного сопровождения деятельности государственных школ, связанные с региональной спецификой. Финансирование дополнительных транспортных расходов местного характера обеспечиваются за счет регионального или муниципального бюджета.
  31. Требования к результатам учебной деятельности школы и ученика. Указанный в данном разделе свод требований является единым для всех государственных образовательных организаций на территории Российской Федерации. Требования к результатам обучения для ступени НОО не могут различаться в разных школах, они обеспечивают не только единство образовательного пространства, но и равные права для дальнейшего обучения в любой школе на территории РФ, обеспечивают образовательную мобильность и справедливое оценивание результатов учебной работы учащихся.
  32. В качестве единой системы текущего оценивания результатов учебной работы и промежуточного контроля успеваемости используется 5-балльная система оценивания (5, 4, 3, 2 и 1). Оценки ставятся на следующих основаниях:
  33. Балл “5” ставится в том случае, когда учащийся  исчерпывающе знает весь программный учебный материал, отлично понимает и  прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные,  сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет  самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не  допускает ошибок.
  34. Балл “4” ставится в том случае, когда учащийся знает  весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его.  На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет  применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах  пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки. 
  35. Балл “3” ставится втом случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
  36. Балл “2” ставится втом случае, когда ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя, неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
  37. Балл “1” ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.
  38. По каждому из предметов, органом исполнительной власти РФ, осуществляющим полномочия в области просвещения, утверждаются рекомендации по оцениванию учебной работы учащихся, уточняющие критерии оценивания применительно к разным формам учебной работы и учитывающие специфику каждого предмета.
  39. Учитель уполномочен самостоятельно, с учетом педагогических и воспитательных задач, а также с учетом индивидуальных способностей ученика, оценивать учебную деятельность школьника в соответствии с критериями оценивания, установленными ФГОС НОО и локальным нормативным актом образовательной организации; Учитель несет ответственность за выставленную оценку и обладает академической свободой в вопросе оценивания учебной деятельности ученика.
  40. Спорные вопросы по оцениванию учебной работы учащихся разрешаются на педагогическом совете, который, при необходимости, может принять решение о перепроверке знаний учащегося (путем переэкзаменовки, сдачи контрольной работы иному учителю или комиссии и т.д.). Процедура рассмотрения претензий по вопросу оценивания работы учеников определяются в соответствующем локальном акте образовательной организации.
  41. Мониторинг успеваемости школьников в системе просвещения осуществляется:
  42. Организацией планового контроля на уровне образовательной организации, утверждаемого локальным нормативом
  43. Путем плановых очных проверок инспектором  муниципального отдела образования. План проверок устанавливается отделом образования по согласованию с администрацией школы
  44. Путем предоставления на региональный уровень обезличенных статистических сведений о промежуточной аттестации (не чаще 1 раза в полугодие, но не реже 1 раза в год). 
  45. Образовательная организация, в случае неуспеваемости по итогам учебного года (т.е. получения балла 1 или 2 по любому из предметов программы) и не ликвидированной академической задолженности в отведенный срок, вправе самостоятельно принять решение об оставлении неуспевающего учащегося на повторное обучение. Сведения о таком решении представляются в районный отдел образования. В случае повторного неусвоения программы за соответствующий класс, решение о дальнейшей образовательной траектории ученика принимает муниципальный орган исполнительной власти.
  46. Иных процедур оценивания результатов учебной деятельности учащихся, кроме указанных в п. 5 не допускается.
  47. В системе просвещения Российской Федерации исключаются рейтинговые оценки школ, школьных коллективов, отдельных учителей и руководителей всех уровней.
  48. Итоговая аттестация по окончании обучения на ступени НОО проводится образовательной организацией самостоятельно. Перечень предметов и форм итоговой аттестации устанавливается образовательной организацией. Для проведения итоговой аттестации образовательная организация использует контрольно-измерительные материалы (экзаменационные билеты, задания для итоговых контрольных работ, примеры заданий для практических работ и т.д.), разрабатываемые на уровне РФ и размещенные на соответствующем официальном интернет-ресурсе. Использование иных контрольно-измерительных материалов не допускается.

Контрольно-измерительные материалы, применяемые для проведения итоговой аттестации, создаются в строгом соответствии с содержимым типовой рабочей учебной программой и учебниками и учебными пособиями, представляемыми учащимся государственных образовательных организаций. Отступление от тематического содержания указанных программ и учебников при составлении контрольно-измерительных материалов не допускается.