Доктрина русской (отечественной, родной) школы, а также пакет срочных мер по её воплощению.

Доктрина русской (отечественной, родной) школы, а также пакет срочных мер по её воплощению.

Часть первая. Доктрина «Родной Школы»

В наступивших новых реалиях школа становится государствообразующим институтом. Все безумные, бредовые, завиральные идеи про альтернативные стратегии и методы обучения должны быть похоронены там же, где мы в 2020 году похоронили первенство западного законодательства над отечественным.

Конкретно, вот так должна быть организована школа в России после 24.02.2022:

1. В центре учебного процесса стоит УЧИТЕЛЬ, ведущий урок ТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ, проверенным временем: доска и мел/фломастеры. Элементы видеоконтента допускаются в старших классах (не ранее средней школы – это точно!).

Младшая школа максимально точно повторяет программу СССР 50-х годов.

2. Использование гаджетов учениками категорически запрещается – все личные смартфоны (кроме кнопочных телефонов) изымаются на входе в школу каждый день утром, и после уроков возвращаются детям обратно.

Школьник, пойманный в учебное время (даже во время перемены!) со смартфоном, получает строгое предупреждение. После трёх предупреждений он ИСКЛЮЧАЕТСЯ ИЗ ШКОЛЫ (переводится в либеральный отстойник, где детей ничему не учат, но зато дети пляшут на уроках, обладают правами и качают их вместе с родителями).

3. Школьники государственной школы на уроках не танцуют, не играют в игры, не ставят себе сами учебные цели, не выбирают индивидуальные траектории, не участвуют в жизни школы в качестве равноправных её членов, а УЧАТСЯ:

СЛУШАЮТ, ЗАПИСЫВАЮТ, ПОНИМАЮТ, И ЗАПОМИНАЮТ материал урока. Школьники решают задачи, предложенные учителем, и разбирают решения у доски (а не проходят тестирование с автоматической проверкой).

Дома школьники излагают решения задач ПИСЬМЕННО, а на уроке УСТНО отвечают по вызову учителем к доске.

Проверочные работы типа ВПР упраздняются, и никакие внешние инстанции не имеют права войти во время урока в класс. (Исключения составляют наставники – о них сказано ниже.)

4. Во главу угла ставятся ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ, ибо они, вопреки многочисленным воплям в интернете и на проплаченных западом конференциях, НЕ УСТАРЕВАЮТ СО ВРЕМЕНЕМ (некоторые исключения из этого правила касаются биологии, но общая доктрина должна быть именно такой – нынешние ученики должны уметь решать те же задачи и осваивать тот же материал, какой освоили наши бабушки и дедушки!).

5. Концепции универсальных компетенций и универсальных учебных действий (да и вообще весь компетентностный подход) должны быть запрещены в отечественной школе и признаны враждебными Русскому государству и обществу; адепты этих концепций навсегда отстраняются от рычагов влияния на школьную жизнь.

6. ЕГЭ не отменяется на данном этапе (контр)реформы, потому что на сегодняшний день это единственный объективный показатель того, что школьники усвоили (даже и с учётом того, что большинство предметов сдают всего 10-15 процентов учеников).

Однако содержание ЕГЭ существенно перерабатывается в сторону неожиданности для выпускников. Фактически под ЕГЭ надо будет понимать просто единый экзамен, проводящийся по всей стране в соответствии с согласованным списком “билетов”.

Следует подумать, как вернуть адекватность ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам (в точных науках, особенно в математике, ЕГЭ устроен не бесконечно печально).

В краткосрочной перспективе можно дополнить существующий институт ЕГЭ выпускными экзаменами, “отделить ЕГЭ от школы”. Школьник, по крайней мере за исключением выпускников самых крутых матшкол, не должен иметь роскошь сдавать всего три экзамена. Он должен сдавать экзамены по ВСЕМ предметам.

7. Будучи усвоенными, именно ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ, а не всякая прочая белиберда и даже не пустые патриотические лозунги, формируют в школьниках личность, растят гражданина страны и патриота (потому что “нас так хорошо научила родная страна!”).

Русский культурный код – это и есть усвоенная на родном языке школьная программа!

Часть вторая. Что надо сделать в первую очередь?

Исходя из описанной доктрины, страна должна озаботиться положением учителей.

Сегодня учитель получает копейки, берёт несколько ставок, не успевает готовиться к урокам, дисциплинарно бессилен – является крайним при любых конфликтах, должен оглядываться как “наверх” (на директора, департамент и тд), так и “вниз” (на права учеников и их родителей, давно уже доведённые до полнейшего абсурда).

К тому же он (точнее, она: в стране более 90 процентов учителей – женщины!) заполняет множество бессмысленных бумаг со всех инстанций это – единственная из проблем, получившая наконец широкое освещение; будем надеяться, что эту проблему решат).

Как итог, грамотных учителей по каждому предмету – не более 1000 на всю страну (экспертные оценки встречаются и более пессимистичные). Им неоткуда появиться, учитывая те условия, в которых молодой учитель будет вынужден работать.

Соответственно:

А. Поднять проблему зарплат на флаг, писать и говорить о ней везде и всюду Со своей стороны я могу предложить две меры сверхсрочного порядка:

А1. Обязать ВСЕХ директоров страны публиковать обезличенные зарплатные ведомости всех работников школы на её сайте – и сделать страничку с полной информацией о зарплатах в регионе на сайте регионального департамента;

А2. Немедленно, к началу года учителя (а лучше – к началу 2022/2023 учебного года!), посредством личного приказа Президента России, принять закон о том, что предметным учителям по сетке расписания не может распределяться менее 50 (лучше – 70) процентов фонда заработной платы. (Сейчас львиная доля, судя по некоторым отдельным школам, идёт на зарплаты всяким организаторам бумагооборота, канцелярии директора, юристам, “фигистам” и т.д.).

Имеет смысл также применить по всей России”формулу зарплат” директоров московских школ. Формула устроена таким образом, что директор просто физически не может себе выписать зарплату выше, чем, грубо говоря, утроенный усреднённый оклад нижней половины списка работников школы.

Б. Организовать на всю страну проект “Расскажи о своём любимом учителе”.

Найти и выявить ВСЕХ ещё работающих прекрасных педагогов, которые знают свой предмет и имеют опыт поддержания рабочей атмосферы в классе. Всех таких педагогов НЕМЕДЛЕННО и пожизненно премировать надбавкой в сто тысяч рублей в месяц. Обратить к ним с просьбой о наставничестве над их молодыми коллегами. Возродить таким образом передачу опыта между поколениями педагогов. “Пиарить” этот проект по всем российским СМИ.

В. Запретить использование личных смартфонов (об этом выше уже сказано) в школе.

Многократно снизить объём заданий, требующих электронных носителей. Все медики в один голос говорят о недопустимости интернет- и гаджет-зависимости для детей, о вреде их психике, здоровью и т.д.

Какого же лешего продолжает идти семимильными шагами цифровая трансформация школьного образования? Всё это должно быть остановлено немедленно – надо выключить “рубильник цифрового запоя”.

Настоящее образование через интернет неосуществимо.

Г. Вернуть (в разумных, но широких пределах) учителю дисциплинарную власть в классе. Учитель имеет право выгнать из класса хама, и поставить его на место тем методом, который сочтёт действенным и эффективным. Наш закон встанет на сторону учителя, за исключением каких-то уж особенно вопиющих случаев, несовместимых со статусом и честью педагогического работника. Как это сделать, не знает сегодня никто, включая меня. Думаю, что опять не обойтись без Президента России, который объявит о новых правилах игры прямо с первого канала телевидения.

Д. Возвращать “нормальную школу” надо с пониманием факта, что сегодня в России уже из младшей школы выпускается неспособный ни к какому дальнейшему учебному процессу контингент детей. Таким образом, особое внимание в ближайшие годы следует уделить перезапуску именно начальной школы: пересмотру предметного содержания, методик ведения уроков, срочному поиску учителей и так далее. У нас есть проекты соответствующих нормальных документов – ФГОС “Родная начальная школа”.

Е. Весь ФГОС должен быть переписан в соответствии с доктриной – на сегодня в новом (как и с старых) варианте основного закона царит “асмоловское словоблудие” вокруг компетенций, цифровой зрелости и прочего вредоносного хлама. Всё это должно быть немедленно выкинуто оттуда; ФГОС – это нормативы учебного процесса, а не хотелки обезумевших кабинетных теоретиков.

“Родная Школа” поможет в этом вопросе, у нас есть соответствующие разработки.

Ж. Имеется некоторая надежда: Президент велел Сириусу создать в каждом регионе по типовой базовой школе. Если мы “зацепимся” за этот проект и сделаем его как следует (в соответствии с описанной Доктриной), то появится надежда на институт масштабирования учебного процесса в таких школах до школ всего региона.

Впрочем, сильно обнадёживаться не стоит: на ОДНУ школу в каждом регионе, может быть, ещё найдутся педагоги, а на весь регион – в ближайшие годы, нет.